Для педагогов
Итак, что же всё-таки такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»? ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В данном документе взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Структура
Теперь немного о структуре. ФГОС намного объёмнее,
чем ФГТ. Стандарт более конкретен: чётко и понятно изложена структура рабочей
программы это я о наболевшем – вечный вопрос: «Как составить грамотно
программу?», прописано какие части, требования к содержанию, что должен
содержать каждый раздел, то есть стало понятнее, как составить программу. Цели
Стандарта более точные, в то время как цели, указанные в Требованиях
обобщённые. Кроме того, если продолжать сравнительный анализ ФГОС и ФГТ, то
можно отметить, что количество образовательных областей (ОО) сокращено путём их
объединения. Поясню, не будет ОО «Здоровье», она входит в ОО «Физическое
развитие»; ОО «Безопасность» и «Труд» — в ОО «Социально – коммуникативное
развитие»; ОО «Чтение художественной литературы» — в ОО «Речевое развитие»; ОО
«Музыка» — в ОО «Художественно-эстетическое развитие». Остальные ОО
представлены в виде таблицы:
Цели
Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых
результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации
основной образовательной программы, где указано, что программа должна
обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного
развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на
основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Развивающая предметно – пространственная среда
В Стандарте большое внимание уделяется развивающей
предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность
реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть
необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей.
Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно
создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми
материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим
возрастным особенностям и реализуемой программе. Среда должна изменяться в
зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т. е.
трансформируемость среды). Среда должна содержать материалы и предметы для
разнообразного использования в различных видах детской деятельности
(полифункциональность среды). Развивающая среда должна состоять из различных
пространств (раньше называли уголки или зоны), материал должен периодически
меняться (вариативность среды). Необходим свободный доступ к игрушкам,
материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями
(доступность среды), и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно
используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, это очень
радует.
Диагностика
Требования Стандарта к результатам освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не
используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того,
они определяются независимо от реализуемой Программы и её характера.
Получается, что данные ориентиры нужны нам, педагогам, для формирования
Программы (пункт 4.4. ФГОС), анализа нашей профдеятельности, для анализа
взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2
месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного
процесса о целях дошкольного образования. В Стандарте указано, что диагностика
может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует
индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами, с
разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.
Портрет выпускника дошкольного учреждения
В заключение рассмотрим портрет выпускника
дошкольного учреждения
Целевые ориентиры Программы по ФГОС выступают
основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, то
есть Стандарт призван стать неким «мостом» между дошкольными организациями и
школами. Будем надеяться, что у нас, уважаемые коллеги и родители, получится
грамотно «построить мост».
Для родителей
Комментариев нет:
Отправить комментарий